Меню
РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ

ТУРБОКОМПРЕССОР

ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ:
Турбокомпрессор используется для нагнетания воздуха или топливовоздушной смеси в двигатель внутреннего сгорания за счет энергии выхлопных газов для улучшения его характеристик.

ПРИНЦИП РАБОТЫ ТУРБОКОМПРЕССОРА:

Поток отработанных газов, имеющих значительную температуру и давление, через выпускной коллектор поступает в корпус турбины. За счёт давления газов на лопасти колесо турбины вращается (около 15-30 000 об/мин у крупных ТК, до 100 000 об/мин у ТК легковых автомобилей), а поскольку оно напрямую соединено валом с колесом компрессора – компрессор также начинает крутиться, нагнетая воздух во впускной коллектор.

Вал турбокомпрессора вращается в подшипниках, смазываемых маслом под давлением от системы смазки двигателя. Для двигателей небольшой мощности в турбокомпрессорах используют золотниковый механизм. Большая часть отработанных газов поступает через золотник, поступает на турбину, а остаток газов через специальный канал в кожухе обходит колесо турбины. Из-за большого давления воздух сильно нагревается, для его охлаждения был разработан интеркулер.

ПРИЧИНЫ ПОЛОМКИ:

Загрязненное масло – частый случай Слой смазки защищает контактирующие элементы турбоагрегата от трения и быстрого износа. Грязь способствует более быстрому износу трущихся детали. Увеличивается риск перегрева агрегата. Густое масло превращается в нагар в маслоподводных каналах, в подшипниках, на крыльчатке. Сажа и отложения грязи утяжеляют детали, замедляют их работу, турбина «закисает». В ТК с изменяемой геометрией может заклинить механизм. Турбокомпрессор быстро изнашивается, снижается герметичность агрегата, пропадает тяга. Посторонние объекты (крупные и мелкие частицы металлагерметик и т.д.) царапают поверхности элементов турбины, повреждают вал, стачивают подшипники, а также приводят к стиранию уплотнителя.

Когда возникают проблемы с маслом:
Поврежден, сильно загрязнен или установлен некачественный масляный фильтр.
Используется низкосортное масло.
В смазку попала пыль, инородные предметы.
Сломался клапан в масляном фильтре.

Недостаточное смазывание – вторая причина Недостаток масла приводит к сильному трению внутренних элементов турбины, плохому охлаждению всей системы. В этом случае перегрев – первый признак поломки турбины. Из-за масляного голодания ломаются подшипники, деформируется ротор, закоксовываются уплотнительные кольца турбокомпрессора.

Причины:
перегрев турбины при работе в экстремальных условиях;
заводской дефект, загрязнение или разрыв масляного патрубка;
неисправность масляного насоса;
плохое заполнение системы смазки нового ТК;
длительный простой автомобиля и неправильный запуск авто после перерыва в эксплуатации.

Повреждение посторонними предметами Пыль и грязь, металлические частицы, камешки и песок, куски фильтра или клапана – посторонние предметы. Попадают внутрь турбокомпрессора во время эксплуатации, кустарного ремонта, из-за поломок деталей двигателя и др. Из строя выходят холодные/горячие лопасти (сбиваются и гнутся края), деформируется и лопается ротор, заклинивает турбину.

Предельные режимы эксплуатации ускоряют износ ТК Ресурс турбины быстро уменьшается, если она работает в экстремальных условиях:
сбои в компьютерной системе автомобиля → увеличение оборотов двигателя сверх допустимых – разбалансировка, люфт оси и др.;
остановка двигателя без работы на холостом ходу → перегрев турбины, образование сажи;
чрезмерное загрязнение фильтров и масла → механические повреждения вала, подшипников, уплотнителя, корпуса.

Применение герметика для уплотнения соединения Некоторые автовладельцы пытаются самостоятельно заделать неплотные соединения в системах подачи и выхлопа. Используют для этого неподходящие герметики. Как результат – уменьшается диаметр патрубка или герметик нагревается, пересыхает и рассыпается на куски, засоряет турбину. Не делайте так. Правильный вариант: видите любые признаки поломки турбины на дизеле или бензине – поезжайте на диагностику к специалистам.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СИМПТОМЫ ПОЛОМКИ ТУРБИНЫ:

Любые звуки, не характерные для исправной работы турбины (свист, писк, визг, скрежет, шелест, стук, шипение, пшиканье).
Снижается тяга ДВС, ухудшается динамика.
Двигатель набирает обороты дольше, чем обычно. Работает нестабильно на холостом ходу.
Чрезмерный расход масла.
Запах горелого масла.
Дымный выхлоп белого, серого, черного цвета.

КАК НЕ ДОПУСТИТЬ ПОЛОМКИ ТУРБИНЫ:

Правильно и регулярно обслуживайте двигатель.
Следите за давлением масла.
Не допускайте попадания посторонних предметов в систему турбонаддува.
Не экономьте на воздушном и масляном фильтрах.
Вовремя меняйте масло, покупайте качественный продукт.
Уровень масла в системе двигателя должен быть на указанной отметке.
Помните, что оптимальная температура подшипников и оси меньше 90°С.
Прогревайте двигатель перед поездкой в холодное время года и дайте ему поработать некоторое время на холостом ходу после остановки.
Вовремя устраняйте неисправности.
Доверяйте ремонт турбин специалистам.

ПРОВЕРКА ТУРБОНАГНЕТАТЕЛЯ:

Предостережение:
Турбонагнетатель двигателя в силу своей конструкции в большинстве случаев не подлежит ремонту.

Выполните только ниже указанную проверку:
Измерение осевого зазора вала турбины.
Предельно допустимое значение осевого люфта 0,11мм
Проверьте радиальный зазор вала турбины.
Пользуясь щупом, измеряйте зазор между компрессорным колесом и корпусом.
Толщина пластины щупа должна быть не более 0,2 мм.